Реквием по вызовам

Я долго думала опубликовать или нет подобной пост — уж больно тема противоречивая. О визитах врача на дом уже писали многие. Когда-то я тоже работала на участке – сначала в городе, потом в селе, и тему эту знаю не понаслышке. Да и частным образом я уже несколько лет обслуживаю вызовы. Слово-то какое — обслуживаю…

Врач по вызову даже звучит как-то неприлично. Но мы постоянно употребляем это слово – нас не обслужили, либо мы жалуемся на плохое обслуживание. Я, когда работала на участке, всё время об этом думала. И я никак не могу понять, как такое вообще возможно? Что значит, врач должен обслужить вызов?

… Мороз -30, эпидемия гриппа, с утра 3-4 часа приёма в поликлинике, и бежишь на участок, голодный, взъерошенный. А там у кого домофон не работает, у кого лифт сломан вот именно сегодня и сейчас, у кого его и вовсе его нет. Велкам пешком на 5/7/9 этаж. А там — родственники, ремонты, домашние животные… Кстати, немало педиатров покусали собаки. А если приём с 10 утра, то ты на вызовах с 8. Многие в это время ещё спят, поэтому ты часто застаёшь маму в ночнушке, папу в трусах. Ребёнок спит, а ты к нему с холодными руками и фонендоскопом.

Ты приходишь к чужим людям, и приходишь всегда не вовремя. Ты чувствуешь себя не в своей тарелке – не знаешь, куда пройти, как сесть… И всё бегом, бегом, бегом! Потому что знаешь — тебя ждут ещё 30 таких же детей.

Поэтому службу участкового заслуженно называют собачьей работой. Где вы видели красивого, ухоженного врача скорой помощи – одетого с иголочки доктора с причёской и на высоких каблуках? Нигде. Мы с безумными глазами бежим от пациента к пациенту. У нас физически не хватает времени на весь алгоритм посещения больного «по фен-шую» – нормально пройти, разуться, осмотреть, когда ты знаешь, что у тебя ещё длинный список адресов на сегодня, а дома ещё ждут свои – голодные и требующие заботы дети. При этом, тебе ещё карточки за день заполнить надо…

Какие уж тут бахилы? Какое раздевание-разувание? Да когда ты едва успеваешь всех обежать? А сколько при этом было случаев, когда я приходила на вызов, а ребёнок уже скачет бодрым козликом с t 37 или вообще, ушёл в магазин!

Сколько раз я застревала в лифте! А мелкие неприятности, когда ломались замки на одежде и обуви или, буквально на бегу, отклеивалась подошва — не перечесть.

В таком виде невозможно произвести впечатление высококлассного специалиста – компетентного и рассудительного, к мнению которого следует прислушиваться и с уважением относиться к его рекомендациям и к самому врачу.

Во всём мире работа врача высоко ценится и высоко оплачивается. Врач учится около 10 лет и всю жизнь. Он не может тратить своё время на надомные визиты и работу разъездного характера. Этим занимаются парамедики, которые доставляют потом пациента в больницу, если к этому есть показания.

Плюсы в таком подходе только бытовые – родителям не нужно вызывать такси, одеваться-собираться и везти температурящего ребенка на приём, особенно в наших погодных условиях. Но я могу сказать, что родители у нас в этом плане довольно избалованы советской медициной.

Однако приоритет должен быть всё-таки за приёмом в клинике. Потому что там врач может посмотреть и проконсультировать ребёнка имея под рукой всё необходимое, в нормальных рабочих условиях, когда пациент приходит именно к нему.

И даже если не брать во внимание участковых, а говорить только платных вызовах. Подумайте: на один вызов нужно 1-1,5 часа. За это время могут приехать несколько пациентов. Сейчас часто бывают семьи из Белокурихи, ближайших деревень, из разных районов города. Они собираются и едут с больными детьми, а я на вызове у Пети, которого по всему дому ловит мама, потому что ему уже стало легче.

Я призываю родителей адекватно оценивать состояние ребенка. Я понимаю, что ваш малыш всегда важнее, но пора начинать привыкать вот к чему: в условиях кризиса здравоохранения, который только усиливается, мы имеем тотальный кадровый дефицит среди врачей. И так или иначе, придём к тому, что не будет врачей по вызову. Да что там по вызову — возможно, и в кабинетах уже принимать будет некому, ну или вчерашние студенты.

Да, у нас есть ещё врачи, которые ездят на дом, но довольно часто сами родители жалуются именно на такой приём, потому что доктор приехал, толком не посмотрел, не проникся, так сказать, ситуацией, и отбыл восвояси. Потому что осмотр на дому – это осмотр на дому! Он никак не может быть полноценной консультацией! А если всё же и говорить о таких категориях, то нужно понимать, что и ценовая политика здесь совершенно иная. Так, в Новосибирске диапазон цен на такую услугу варьируется от 2 до 4 тыс., а в Москве – ещё выше.

Я пока не говорю о полной отмене вызовов на дом, но хочу, чтобы вы понимали, что приоритет всегда будет отдаваться приему в офисе. То есть, если у меня запись заполнена, я не буду брать вызовы на дом. Количество пациентов растет, и я думаю, что так будет продолжаться и дальше. Мне хочется оказывать только качественную помощь и только там, где я располагаю всем необходимым инструментарием. Единственное, думаю, я оставлю патронажи к новорожденному.

Так будет лучше для всех. Вам назначили время, вы приехали в это время. Вы не сидите, не ждёте, не думаете укладывать ребенка спать или нет, успеете сбегать в магазин или нет. Врач может прийти в любое время, и это не совсем удобно. Гораздо удобнее вам самим выбрать время.

Дорогие родители! Я очень ценю то, что вы готовы меняться и идёте мне навстречу. Вы едете на прием, приезжаете вовремя, и это прекрасно, что мы понимаем друг друга, и вы прислушиваетесь к моим просьбам! Я стараюсь тоже идти по максимуму навстречу и включать широкий спектр услуг в рамках ведения пациента. Пришла пора уйти от «совка» и к более цивилизованному формату общения «врач-пациент».